воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Я помню. Рассказы о войне.

...Только дедушка Миша так мог! Я забиралась в машину рядом с ним, мы ехали на дачу, или по делам и "сигналили" моим носиком зазевавшимся пешеходам! Никто больше не мог заставить его бибикнуть, только деда Миша! И до сих пор, садясь в машину рядом с водителем, я иногда с улыбкой нажимаю кончик носа - вдруг получится...

У Михаила Борисовича была дочь-подросток, она нянчилась со мной, чудесная, как на картине Серова, щёчки-персики, чёрные глазки, смоляные кудри...Они очень дружно жили. Пожилые, старше моей бабушки, родители и юная дочь. Моя жизнь - ключ на шее и что-то  в холодильнике, если найду. Молодые родители были энергичны, увлечены работой, я не видела их целыми днями...Но Мирочка...

Я так завидовала ей! Как-то спросила маму: "А почему мой папа не еврей?", - папочка тоже был кареглазым брюнетом, но я практически не видела его дома. Он постоянно куда-то уезжал, днём и ночью на телефоне, без праздников и выходных, только летом - месяц в Сочи, чтобы не нашли, не вызвали, дали немного отдохнуть. А дедушка Миша каждое воскресенье брал большую корзину и шёл за покупками на рынок, неспешно, присаживаясь по дороге на скамейки...А потом пахло невообразимо вкусной едой, острой, чесночной, пряной - по выходным колдовал на кухне он! И при этом сам вешал выстиранное бельё во дворе, выносил мусор, чистил ковры! Медленно, с постоянной свистящей одышкой, утирая платком пунцовое с синими прожилками лицо...

Помню день, когда дедушка Миша умер...Весенняя распутица, я оканчиваю десятый класс, кладбище, могила на отдалении, не крест - большой камень с могендовид, и имя, которое я узнала впервые - Мойше Борухович...

Именно тогда я и узнала его историю. И долго не могла понять - как выжил он тогда, как не разорвалось от боли его большое сердце!

Миша ушёл на фронт добровольцем, в первые дни. Многие искали бронь, а он наоборот - как избавиться от неё! В Днепропетровске осталась его семья. Бои за город длились с августа по октябрь...Это была героическая оборона - тысячи вчерашних школьников и студентов защищали город! И большинство из них погибло...

Когда нацисты заняли город,в овраге возле Ботанического сада, была расстреляна  семья Михаила Борисовича. Он ничего не знал о них до 43 года, жил надеждой, что они успели эвакуироваться...Искал знакомых, соседей, хоть какую-то зацепку - увы...Их увели вместе со всеми в Красноповстанческую балку. Почти одиннадцать тысяч человек! Адская насмешка: у коменданта города была такая же фамилия, как и у них Гольдерман...

Как дальше жить? Страшное горе опалило его, хотя сам был уверен - сожгло.
Почти через десять лет, уехав на Донбасс, жил только работой, никого и ничего не замечая вокруг себя. Но был Всевышний милостив к нему, попал в больницу, познакомился с женщиной, тоже войну всю прошла, врачом в госпитале.  Семью Риммы забрал Бабий Яр... Мирочка появилась, как чудо! Никто и подумать не мог о таком счастье! За всю их многолетнюю боль такой дар! Оттаяли, обычная семья, ну и пусть внучкой называют - разве дело в этом!

...Я не знала более добрых и открытых миру людей - за свою душу и вознаграждены были СЧАСТЬЕМ!
Дедушка Миша не дождался внуков,  умер в семьдесят с небольшим. На фронте он был ранен в лёгкие и жил от больницы до больницы.
А Мирочка увезла свою семью в Израиль...Потом в Америку. Её мама звонила нам до самой смерти. Умерла почти в девяносто лет и очень хотела вернуться домой. Она ведь и уезжать никуда не хотела! Но ради внуков...

Нет камня с шестиконечной звездой сейчас на старом кладбище, я искала - нет! Только память. И мой далеко уже не маленький носик, которого я иногда касаюсь на светофоре...



Комментариев нет:

Отправить комментарий